Лиси́цкий Лазарь Маркович - псевдоним Эль Лисицкий (1890-1941), архитектор, художник-конструктор, график. Один из пионеров отечественного дизайна. В 1921-25 жил в Германии и Швейцарии. Член Аснова и голландской группы «Стиль». Разрабатывал проекты высотных домов, трансформируемой мебели, методы художественного конструирования книги («Хорошо» В. В. Маяковского, 1927).
* * *
ЛИСИЦКИЙ Лазарь Маркович - ЛИСИ́ЦКИЙ (псевд. Эль Лисицкий) Лазарь Маркович (1890-1941), российский архитектор, художник-конструктор, график. В 1921-25 жил в Германии и Швейцарии. Член Аснова (см. АСНОВА) и нидерландской группы «Стиль» (см. СТИЛЬ (объединение нидерландских архитекторов и художников)). Разрабатывал проекты высотных домов, трансформируемой мебели, методы художественного конструирования книги («Хорошо!» В. В. Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович) , 1927).* * *
ЛИСИ́ЦКИЙ Лазарь Маркович (псевдоним Эль Лисицкий) [10 (22) 1890, станция Починок близ Смоленска - 30 декабря 1941, Москва], российский график, иллюстратор, типограф, архитектор, фотограф, теоретик и архитектурный критик. Один из создателей нового вида искусства - дизайна.
Деятель культурного возрождения
Первые шаги в искусстве Лисицкий сделал под руководством витебского живописца Ю. М. Пэна (см. ПЭН Юрий Моисеевич) (1903). Окончив реальное училище в Смоленске в 1909, обучался на архитектурном факультете Высшей технической школы в Дармштадте, Германия (1909-14). В 1912 совершил поездку в Париж, в 1913 путешествовал по Италии. Вернувшись в Россию, после начала Первой мировой войны поступил в Рижский политехнический институт, эвакуированный в Москву, для подтверждения диплома архитектора (получил его в апреле 1918). Работал в архитектурном бюро в Москве (1915-16). В 1916 году участвовал в работе этнографической экспедиции, обследовавшей памятники еврейской старины по берегам Днепра. После революций 1917 года - энергичный деятель национального культурного возрождения, участник и организатор выставок профессионального еврейского искусства. Проиллюстрировал и оформил в 1917-23 книги на идише: «Пражская легенда» (М., 1917), «Козочка» (Киев, 1919) и др.; иллюстрации Лисицкого сочетали стилистику кубофутуризма (см. КУБОФУТУРИЗМ) и народного лубка. Работал в Художественной секции Московского совета депутатов, по его эскизу было исполнено первое знамя Всероссийского Центрального исполнительного комитета (1918). В 1918 состоял на службе в Отделе ИЗО Наркомпроса.
Супрематист
В начале 1919 после переезда в Киев, играл важную роль во многих начинаниях киевской Культур-лиги. В мае 1919 поселился в Витебске, руководил архитектурной мастерской и мастерской печатной графики в Народном художественном училище, возглавляемом Марком Шагалом (см. ШАГАЛ Марк). После приезда К. С. Малевича (см. МАЛЕВИЧ Казимир Северинович) в Витебск превратился в страстного приверженца супрематизма (см. СУПРЕМАТИЗМ); в 1920 принял артистическое имя «Эль Лисицкий». Активный член группы «Утвердители нового искусства» (Уновис), Лисицкий участвовал в декоративно-праздничном оформлении города; совместно с Малевичем оформил юбилейные празднества витебского Комитета по борьбе с безработицей (1919). Был автором панно и плакатов, сочетавших супрематическую беспредметность и агитационную направленность изображений («Клином красным бей белых», 1919, и др.).
В течение 1920 года оформил «Альманах Уновис № 1», создал книгу «Супрематический сказ про 2 квадрата» (издана в Берлине, 1922), спроектировал фигурины к футуристической опере «Победа над Солнцем», задумав эту постановку как «электромеханическое шоу» с исполнителями-марионетками (папка с литографированными фигуринами опубликована в Берлине в 1923).
В Витебске Лисицкий изобрел и развил собственный вариант трехмерных супрематических композиций, названных им «проуны» (проекты утверждения нового). В 1919-20 написал большое число живописных проунов, часть из которых была переведена в графическую форму; папки с литографиями проунов затем были изданы в Москве (1921) и в Ганновере (так называемая «Папка Кестнера», 1923). Проуны, по мысли автора, синтезировали методы супрематизма и конструктивизма (см. КОНСТРУКТИВИЗМ) , служа «пересадочной станцией от живописи к архитектуре». В перспективе всей биографии Лисицкого они сыграли роль проектной стадии для создания дизайнерских разработок широкого диапазона: из проунов впоследствии выросли прославленные проекты «горизонтальных небоскребов», театральные макеты, декоративно-пространственные установки, проекты павильонов и выставочных интерьеров, новые принципы фотографии и фотомонтажа, плакатный, книжный, мебельный дизайн.
В конце 1920 года мастер переехал в Москву, преподавал в Высших художественно-технических мастерских, участвовал в работе Института художественной культуры.
Зарубежный период
Осенью 1921 был командирован в Берлин с целью установления контактов с деятелями искусства и культуры Западной Европы; сыграл огромную роль в установлении связей между постреволюционным русским авангардом и европейскими новаторами - в особенности берлинской группой дадаистов (см. ДАДАИЗМ), нидерландской группой «Стиль» (см. СТИЛЬ (объединение нидерландских архитекторов и художников)) и Баухаузом (см. БАУХАУЗ) . Участвовал в общеевропейском движении конструктивизма, реализовав свои установки на коммуникативную роль дизайна как интернационального языка, понятного вне форм словесного общения. В 1922 издавал вместе с И. Г. Эренбургом (см. ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич) журнал «Вещь» (на русском, французском, немецком языках). Активно сотрудничал в издании ряда художественных и архитектурных журналов: «Брум», Берлин, 1922; «Де Стиль», Амстердам, 1922; «Г» (совместно с Мис ван дер Роэ (см. МИС ВАН ДЕР РОЭ Людвиг)), Берлин, 1922-1923; «Мерц» (совместно с Куртом Швиттерсом (см. ШВИТТЕРС Курт) ), Берлин, 1923-1924; «АВС» (совместно с М. Стамом), Швейцария, 1925.
В 1923 в Берлине вышла книга «Маяковский. Для голоса», где Лисицким впервые были применены его методы визуально-пространственного конструирования книги.
В 1922-23 в Ганновере прошли персональные выставки художника; в рамках Большой берлинской художественной выставки им был сконструирован «зал проунов» (1923). В 1923 году мастер работал в Голландии (Роттердам, Утрехт, Гаага), читал доклады о русском искусстве; вошел в объединение «Де Стиль». В 1924 состоялась его персональная выставка в Берлине; в этом же году выставил в Вене проект передвижной «Ораторской трибуны», восхоԐؐґȐؐ٠к проектам Уновиса. Обострение туберкулеза заставило Лисицкого несколько месяцев провести в санатории в Швейцарии (1924-25), где он работал над статьями об искусстве, подготовил совместно с К. Швиттерсом номер журнала «Мерц» (№ 8-9), приступил к проектированию «горизонтального небоскреба», создал дизайнерское оформление для фирмы «Пеликан». В 1925 прошла персональная выставка в Дрездене. В июне того же года возвратился в Москву, занял пост профессора во Вхутемасе (с 1926 - Вхутеине). Вступил в Ассоциацию новых архитекторов (Аснова (см. АСНОВА)); разработал целый ряд архитектурных проектов, ни один из которых не был осуществлен (проекты текстильного комбината, дома-коммуны, библиотеки-читальни, яхт-клуба, комплекса издательства «Правда» и др.). В 1927 женился на Софии Кюпперс, немецкой художнице, переехавшей в Москву. В 1927-28 в Ландес-музеуме Ганновера по проекту Лисицкого был оформлен «Абстрактный кабинет». В сотрудничестве с Вс. Э. Мейерхольдом (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич) создал проект сценической установки для пьесы «Хочу ребенка» С. Третьякова (1929-30). На протяжении 1920-х гг. написал целый ряд статей и трактатов, где выступил теоретиком и пропагандистом новой визуальной культуры, порожденной движением искусства в 20 веке; в 1930 опубликовал на немецком языке в Берлине свою книгу о современном русском искусстве (Russland. Architectur fur eine Weltrevolution).
Дизайнер
Оформление Всесоюзной полиграфической выставки в Москве, спроектированное и осуществленное Лисицким в 1927 году, ознаменовало рождение в СССР самой профессии проектировщика, дизайнера выставок; Лисицкий проявил себя как художественный руководитель большого авторского коллектива, создающего синтетическое произведение искусства с широким использованием технических и инженерных достижений. Со второй половины 1920-х годов он становится ведущим мастером советского выставочного дизайна. Среди его работ - проекты-разработки советских павильонов на Международной выставке печати «Пресса» в Кельне (1928), Международной выставке гигиены в Дрездене, Международной выставки пушнины в Лейпциге (обе 1930), Международной выставки торговли в Белграде (1940-1941, не состоялась). В 1935 был назначен главным художником Всесоюзной Сельскохозяйственной выставки, работал над проектом Главного павильона. В 1930-е Лисицкий продолжил свои работы в области книжного и журнального дизайна (альбомы «15 лет СССР», «15 лет РККА», «СССР строит социализм» и др.); в 1932-1940 работал художником-оформителем журнала «СССР на стройке». После начала Великой Отечественной войны Лисицкий создал ряд антифашистских плакатов.